Рабочая программа по музыке для 5-9 классов Составитель: учитель музыки Орлова Светлана Павлиновна 2012 г. Пояснительная записка icon

Рабочая программа по музыке для 5-9 классов Составитель: учитель музыки Орлова Светлана Павлиновна 2012 г. Пояснительная записка




НазваниеРабочая программа по музыке для 5-9 классов Составитель: учитель музыки Орлова Светлана Павлиновна 2012 г. Пояснительная записка
учитель музыки
Дата конвертации19.06.2015
Размер303,61 Kb.
ТипРабочая программа
скачать >>>

БОУ Вохтожская средняя общеобразовательная школа №2»

Согласовано Утверждаю:

на педсовете Директор школы _____________О.В.Мыльникова

«_____» _____________2012 г. Приказ №________Дата________

Рабочая программа по музыке для 5-9 классов

Составитель: учитель музыки

Орлова Светлана Павлиновна

2012 г.

Пояснительная записка.
Рабочая программа по музыке для 5 – 9 классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству и является ориентиром при составлении авторских, рабочих программ и других документов, определяющих содержание, формы и методы музыкального образования в основной школе разных типов общеобразовательных учреждений.

Примерная программа включает в себя пояснительную записку, в которой дается общая характеристика предмета, его цели, место предмета в базисном учебном плане, основные содержательные линии, обще учебные умения, навыки и способы деятельности, также результаты обучения.

Музыкальное образование способствует дальнейшему развитию у обучающихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыке и жизни, формирования личностной позиции в мире искусства, подготовки учащихся к музыкальному самообразованию.

Общение с музыкой открывает возможности для духовного становления личности и ее творческого самовыражения. Изучение предмета призвано формировать у учащихся художественный способ познания мира. Дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной музыкально-творческой деятельности и зарубежной музыкальной культуры.

Особое значение в коррекционной школе приобретает развитие индивидуально- личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представлений о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, восприятие потребности в музыкальном самообразовании.

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:

  • Становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

  • Развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

  • Освоение музыки и знаний о музыке, особенности музыкального языка, музыкальном фольклоре, взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью.

  • Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыкальному искусству своего народа и других народов мира.

Овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально- творческой деятельности: в слушании музыки, пении, слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Основные содержательные линии:

  • обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и музыкальным занятиям;

  • усвоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

  • овладение способами музыкальной деятельности;

  • обогащение опыта музыкально-творческой деятельности.

Весь учебно-воспитательный процесс на уроке пронизывает опыт музыкально- творческой учебной деятельности, который приобретается учащимися в процессе слушания музыки, в вокально-хоровом исполнении, в установлении связей музыки с другими видами искусства, с историей, с жизнью.

Специальное внимание в программе должно быть обращено на постижение музыки в ее взаимосвязях с другими искусства и жизнью.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

В результате изучения музыки ученик должен знать и понимать:

  • специфику музыки как вида искусства;

  • значение музыки в художественной культуре и ее роли в синтетических видах творчества;

  • возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

  • основные жанры народной и профессиональной музыке;

  • основные формы музыки;

  • названия и виды инструментов;

  • имена композиторов и известных исполнителей.

уметь:

  • эмоционально воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

  • выразительно исполнять соло и хором;

  • распознавать на слух песню, танец, марш ;

  • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии , песни;

  • различать на слух звучания отдельных инструментов;

  • устанавливать взаимосвязь между другими видами искусства;

  • использовать приобретенные знания в повседневной жизни и практической деятельности для певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей, и сверстников, на внеклассных и внешкольных мероприятиях, школьных праздниках;

  • размышлять о музыке, выражать свое отношение к ней;

  • определять свое отношение к музыкальным явлениям.

Составлено на основании Государственного стандарта начального образования, «Музыка» под редакцией Д.Б. Кабалевского, Просвещение, 2006; реализовано на основании: УМК «Музыка», В.В.Алеев, Т.И.Науменко; УМК «Музыкальное искусство», В.О.Усачева, Л.В.Школяр, В.А. Школяр.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МУЗЫКЕ.

5 КЛАСС

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ-34, В НЕДЕЛЮ-1ЧАС.

Предварительные замечания

Программа музыкальных занятий в 5 классе направлена на установление внутренних связей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством. Обе эти темы не раз уже затрагивались на уроках в начальной школе.

Обучающиеся должны рассмотреть эту связь систематично, обстоятельно и углублённо; почувствовать, что эти три искусства не только не отделены друг от друга, но, напротив, связаны многими нитями, и знание одного из них помогает более глубокому восприятию и пониманию остальных.

Первое полугодие посвящено выяснению связей между музыкой и литературой. Необходимо, чтобы ребята достаточно ясно представили себе, какие потери понесла бы музыка, если бы не было литературы; научились читать книжки не только глазами, но и «вслушивались» в них, понимали, что, не будь музыки, не было бы очень многого и в литературе. Такой углублённый подход к музыке и к литературе поможет обучающимся выработать более вдумчивое отношение к жизни, более разностороннее её восприятие.

Второе полугодие посвящено выяснению связей между музыкой и изобразительным искусством. Здесь нужно, прежде всего, чтобы ребята почувствовали, что у каждого из них есть не только внутренний слух (т.е. внутри себя, мысленно услышать музыку, которая на самом деле в данный момент не звучит), но и внутреннее зрение (т.е. способность внутри себя, мысленно увидеть то, чего глазами в данный момент не видно). Развитие внутреннего слуха и внутреннего зрения – основа развития творческого воображения, которое человеку необходимо не только в искусстве, но в любой области, в какой бы он ни работал.


№ урока

Тема урока


Цель


Музыкальный материал

I четверть

«Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?»

1

Искусство в нашей жизни

Рассказать о роли музыки в семье искусств, её влиянии на другие искусства

В.Локтев, О.Высоцкая «Песня о России»

2

Что я знаю о песне

Сформировать представление о песне как истоке и вершине музыки. Показать взаимосвязь музыки и речи

А.Пахмутова, Н.Добронравов «Просьба»; Г.Струве «Песня о России»

3

Как сложили песню?

Показать взаимосвязь слова и мелодии в народной песне

Русская народная песня «Мы пойдем погулять»; А.Пахмутова, Н.Добронравов «Просьба»

4

Песни без слов

Познакомить с жанрами: вокализ; инструментальная песня

Вокализ. Мелодия из концерта №3 С.В.Рахманинова; П.И.Чайковский «Грустная песенка»

5

Другая жизнь песни

Показать возможность возрождения песни в новом жанре

М.И.Глинка. Романс «Жаворонок»; М.Балакирев. «Жаворонок» (пьеса-фантазия)

6

Жанр кантаты

Познакомить с жанром кантаты, показать особенности строения, исполнения

Г.Свиридов. Кантата «Поэма памяти С.Есенина». Мелодия 2-й части «Поёт зима, аукает»

7

Опера

Познакомить с жанром оперы, историей рождения и создания этого жанра, с содержанием оперы «Садко» Н.А.Римского-Корсакова

Н.А.Римский-Корсаков. Колыбельная Волховы из оперы «Садко»

8

Балет

Познакомить с жанром балета

К.Хачатурян. Фрыгменты балета «Чиполлино»

9

Превращение песен в симфонические мелодии

Сформировать представление обучающихся о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров и произведений

Н.А.Римский-Корсаков. Симфоническая картина «Сеча при Керженце»

II четверть

«Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?»

1

Музыка-главный герой сказки

Показать, как музыка, выступая главным героем сказки, проявляет свою волшебную силу – помогает в тяжёлую минуту

Попевка Д.Кабалевского «У лукоморья»; Н.И.Аладов. Мелодия для скрипки

2

Почему сказки и песни о силе музыки есть у всех народов мира?

Показать популярность сюжета о силе музыки у разных народов мира

Норвежская народная песня «Волшебный смычок»; Грузинская народная песня «Чела»

3

Музыка-главный герой басни

Показать, что музыкальные звуки досказывают то, что можно иногда прочитать между строк поэзии, дорисовывают поэтический мир произведения; дать понятие «квартет»

А.П.Бородин. Квартет №2, фрагмент III части


4

Чудо музыки в повестях К. Паустовского

Показать значение музыки в прозе: музыка и литература не иллюстрируют одна другую, а взаимодополняют и усиливают наши переживания

В.А.Моцарт. Фрагмент II части симфонии «Юпитер»; фрагмент I части симфонии №40

5

«Я отдал молодежи жизнь, работу, талант» (Э.Григ)

Помочь обучающимся выработать более вдумчивое отношение к жизни, разносторонне, углубленное её восприятие

Э.Григ. Мелодия I части концерта. М.Таривердиев «Маленький принц»

6

Музыка в жизни героев А. Гайдара

Обратить внимание обучающихся на музыкальность произведений А.Гайдара

А.Варламов, А.Рубинштейн. «Горные вершины»; М.И.Глинка «Жаворонок»; В.Галь, Л.Яхнин. «Конь»

7

Музыка в кинофильмах

Показать роль музыки в кинофильмах: музыка помимо нашей воли воздействует на нас, обостряет наши чувства, вызывает эмоциональный отклик

Г.Свиридов. «Тройка» из музыки к к/ф «Метель»; Р.Роджерс «Звуки музыки»; Е.Крылатов «Колокола»

III четверть

«Можем ли мы увидеть музыку?»

1

Можем ли мы увидеть музыку

Показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие жизни

В. Белый «Орленок»; Н.А.Римский-Корсаков «Три чуда»

2

Музыка передает движение

Показать, как разные искусства (поэзия, музыка и живопись) по-своему и независимо друг от друга воплощают одно и то же жизненное содержание; объяснить, что музыка вступает в союз с другими искусствами для того, чтобы произведение обрело большую наглядность и действенность, большую доходчивость

К.Листов «Песня о тачанке»;

Е.Крылатов «Крылатые качели»


3

Богатырские образы в искусстве

Показать, как музыка и изобразительное искусство разными путями идут к созданию одного и того же образа

А.П.Бородин «Богатырская» симфония; «Спящая княжна»; Шведская народная песня «Три парня»

4

Героические образы в искусстве

Показать значение музыки в создании героических образов; дать почувствовать, в каких случаях (произведениях) музыка может возбудить в нашем воображении героические образы

Л.Бетховен. Увертюра «Кориолан»; С.С.Прокофьев. Кантата «Александр Невский»; хор «Вставайте, люди русские»; С.Никитин «Песня о маленьком трубаче»

5-8

Музыкальный портрет

Сопоставить произведения музыки и живописи; познакомить с творческим содружеством композиторов «Могучая кучка»; углубить представления обучающихся о многогранных связях музыки и живописи: музыка изображает душевный мир, переживания своих героев

М.П.Мусоргский «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»; «Сиротка», «Баба Яга» из музыкального альбома «Картинки с выставки»; М.И.Глинка. Ария Сусанина из оперы «Иван Сусанин»; С.С.Прокофьев. Ария Кутузова из оперы «Война и мир»; С.Никитин «Песня о маленьком трубаче»; Г.Струве «Музыка»

9

Картины природы в музыке

Дать понятие «музыкальный пейзаж»

С.С.Прокофьев. Вальс из оперы «Война и мир»; М.П.Мусоргский Увертюра «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина»; Э.Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»; В.Баснер «С чего начинается Родина?»

10

Можем ли мы увидеть музыку?

Обобщение представлений обучающихся о взаимосвязи музыки и изобразительного искусства

М.И.Глинка. Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила»

IV четверть

«Можем ли мы услышать живопись?»

1

Можем ли мы услышать живопись?

Познакомить с понятием «музыкальность картин»; дать возможность почувствовать, что каждый может услышать в мыслях то, что на самом деле не звучит в этот момент, что у каждого человека при соприкосновении с природой или живописными полотнами работает воображение, возникают музыкальные образы-звуки

С.В.Рахманинов. Прелюдии Соль-диез минор и Соль мажор

2

Музыкальные краски

Объяснить, что музыка может изображать картины жизни потому, что у неё есть свои краски (средства и приёмы выразительности): тембр, звучность, ритм, нюансы, оттенки и др.

Дм.Покрасс. «Марш Будённого»; М.Равель. «Хабанера»; Я.Френкель. «Погоня»

3-4

Музыкальная живопись и живописная музыка

Познакомить с импрессионизмом: комбинация звуковых красок, структурные инструменты, история создания.

Углубить знания обучающихся об особенностях импрессионизма

К.Дебюсси. «Ноктюрны»; «Празднества»; «Лунный свет»; А.Журбин. «Планета детства»



5

Настроение картины и музыки

Показать взаимосвязь музыки и живописи через песенность природы и пейзажность русской народной песни

Русская народная песня «Вечерний звон»

(сл. И.Козлова)

6

Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины

Выявить, как в музыке и живописи множество контрастных деталей соединяются в одно целое

И.Стравинский. Фрагменты балета «Петрушка»

7

Вечная тема в искусстве

Показать взаимосвязь иконописи и музыки; воплощение образа матери в светском и духовном искусстве

Ф.Шуберт. «Аве Мария»; С.В.Рахманинов. «Всенощное бдение», «Богородице Дево, радуйся»

8

Взаимосвязь музыки и литературы (обобщение)

Обобщить представление обучающихся о взаимосвязи искусств

Урок-концерт


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МУЗЫКЕ.

6 КЛАСС

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ-34, В НЕДЕЛЮ-1ЧАС.
Предварительные замечания

Жизнь – источник музыки. Понимание связи музыки с жизнью непрерывно углублялось на протяжении всех прошедших школьных лет. Программа музыкальных занятий в 6 классе помогает рассмотреть эту связь с новых позиций: если жизнь рождает музыку, то, в свою очередь, музыка воздействует на жизнь. Как же осуществляется это обратное воздействие? Сама по себе музыка, разумеется, не может оказывать какое-либо воздействие на жизнь, но она может с большой силой влиять на человека. Музыка может рождать в нём те или иные чувства и мысли, менять его характер и даже отношение к жизни, укреплять или, наоборот, ослаблять его силу воли; музыка может пробуждать в человеке смелость, воспитывать в нём благородство, гуманность, доброту, но может также делать его бессердечным, жестоким, лишённым всякого благородства. Таким образом, влияние музыки сказывается на всей деятельности человека, на его поведении, и уже через человека музыка воздействует на жизнь. В этом её огромная преобразующая сила.



№ урока

Тема урока

Прогнозируемый результат

I четверть

«Преобразующая сила музыки»

1

Преобразующая сила музыки



Дети должны осознать, что:

  • Жизнь-источник музыки;

  • Музыка-отражение человеческих чувств, настроения;

  • Воздействие музыки на жизнь происходит через воздействие на человека, его характер, отношение к жизни;

  • Музыка способна укреплять (ослаблять) силу воли; возбуждать в человеке смелость; воспитывать доброту, благородство, гуманность, но может также делать его бессердечным, жестоким, лишённым всякого благородства;

  • Под влиянием музыки в человеке может возрастать или падать трудовая энергия;

  • Влияние музыки на человека сказывается на всей деятельности человека, его отношении к миру, к людям, на его идейных и нравственных идеалах, на всём его жизненном поведении.

2

Разное воздействие музыки на людей


3

Задушевность лирической интонации музыки


4

Музыка приносит человеку «утешению и опору»


5

Музыка с человеком в горе и в радости


6

Музыка - оружие в борьбе за свободу


7

Сила героической интонации


8

Человек - это звучит гордо! (А.М.Горький)

9

Музыка помогает в трудную минуту

II четверть

«Преобразующая сила музыки»

1

Воздействие музыки на общество в переломные моменты истории



Дети должны:

  • осознать, что «музыка воздействует на жизнь через человека и в этом её огромная сила» (Д.Б.Кабалевский);

  • усвоить термины: сюита, реквием, месса, концерт, пульс, кульминация;

  • знать и объяснять значение музыкальной терминологии: шансон (шансонье), славянская музыка (общность, различие), полифония, полифонический стиль, гомофония;

  • характеризовать новые музыкальные инструменты: орган, бузуки; знать их строение, структуру, способы, особенности звукоизвлечения и исполнения.




2-3

Взволнованные интонации музыки



4-5

Сатирические интонации в музыке



6

Музыка Рождества


7

Преобразующая сила музыки (обобщение)

III четверть

«В чем сила музыки?»

1

Красота и правда в искусстве и жизни

Обучающиеся должны осознать:

  • силы воздействия музыки определяется двумя её важными качествами: красотой и правдой;

понять:

  • противоположность красоты – уродство, противоположность правды – ложь;

  • музыка, в которой есть красота и правда, может украсить жизнь, обогатить духовный мир человека, сделать человека лучше, добрее, умнее, разделить с ним горе и радость;

  • музыка уродливая и лживая может принести человеку только вред.

2

Красота и правда музыки о героях Великой Отечественной войны

3

Красота и правда музыки И.С.Баха

4

Красота и правда шутливой музыки разного времени

5

Красота природы и правда её отображения в музыке

6

Сила нравственной красоты человека в музыке

7

В чем сила музыки В.А.Моцарта?

8-9

Разнообразие красоты и выразительности в музыке

10

В чем сила музыки? (обобщение)

IV четверть

«В чем сила музыки?»

1

Красота и правда музыки о детях



Обучающиеся должны овладеть умениями:

  • определять в прослушанном произведении главные выразительные средства;

  • отражать своё понимание художественного воздействия музыки в размышлениях о музыке;

  • находить взаимодействие между музыкой и жизнью на основе знаний, приобретённых на уроках.

2

Правдивое единство народного и композиторского – красота музыки



3

Единство содержания и формы- красота музыки

4

Красота и правда «легкой» и «серьезной» музыки


Обучающиеся должны иметь навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-, двухголосных произведений с аккомпанементом, исполнение более сложных ритмических рисунков, пение а капелла)


5

Никто не забыт, ничто не забыто!



6

Жизненная сила музыки

П.И.Чайковского

7

Гармония красоты и правды в жизни и музыке


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МУЗЫКЕ.

7 КЛАСС

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ-34, В НЕДЕЛЮ-1ЧАС.

Предварительные замечания


№ урока

Тема урока

Цель урока

Музыкальный материал

I четверть

«Музыкальный образ»

1

Песенно-хоровой образ России

Познакомить с понятием «музыкальный образ», через звучание на уроке русской народной музыки активизировать чувства сопереживания, любви к народной музыке своей страны

Русская народная песня «Милый мой хоровод»; В.Шаинский. «Уголок России»

2

Образ покоя и тишины

Расширить представления о музыкальной форме как средстве воплощения образного содержания произведения

С.Рахманинов. Романс «Островок»;

К.Молчанов «Песня туристов»

3

Образы воспоминаний о подвигах людей в годы войны

Доказать, что музыкальный образ может иметь несколько граней

А.Новиков «Дороги»;

Б.Окуджава «До свидания, мальчики»

4

Образы войны и мира

Сформировать представление о трёхчастной форме, преобладании крайних частей. Передача через музыку военного образа

С.С.Прокофьев «Ария Кутузова», «Вальс» из оперы «Война и мир»

5

Образы войны и мира

Осознать значение ритма для создания музыкального образа

Д.Д.Шостакович. Симфония №7 «Эпизод нашествия»

6

Драматический образ

Формировать эмоционально осознанное восприятие музыкального образа

Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь»

7

Лирический образ

Определение характерных черт музыкального образа в связи с принадлежностью его к лирике и отражение этого умения в размышлениях о музыке

Ф.Шуберт «Шарманщик», «Серенада»

8

Образ страдания

Формирование эмоционального отношения к музыке

А.Скрябин. Прелюдия №4; Ф.Шопен. Прелюдия №20

9

Образ борьбы и победы

Содействовать воспитанию патриотизма, нравственности, любви к Родине.

Повторение основных музыкальных образов

Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт», «Песня Клерхен»

II четверть

«Музыкальный образ»

1

Картины народной жизни

Показать связь ритма с другими элементами музыкального языка

М.Равель «Болеро»

2

Картины народной жизни

Дать понятие рапсодии

Ф.Лист. Рапсодия №2

3

Образ современной молодежи

Воспитание интернационализма, патриотизма, нравственности

А.Новиков «Гимн демократической молодёжи мира»

4

Романтические образы

Развивать воображение и фантазию, дать понятие романтизма в музыке

Ф.Шопен. Вальс; А.Пахмутова «Звездопад»

5

Разнообразие музыкальных образов

Уметь определять развитие образа произведения, дать понятия «фуга», «полифония». Развивать чувственное восприятие мира

И.С.Бах

Органная фуга

6-7

Образ грусти

Показать, что различные музыкальные образы воплощают в музыке какую-то частицу жизни

Ян Сибелиус «Грустный вальс»

III четверть

«Музыкальная драматургия»

1

Музыкальная драматургия. Развитие музыкального образа

Формирование представления о музыкальной драматургии

Я.Дубравин

«Песни наших отцов»

2 – 4

Жизнь музыкальных образов в одном произведении

Формирование представлений о развитии музыкальных образов и их взаимосвязи в музыкальной драматургии. Суть музыкальной драматургии.

Понятие «оратория»

М.И.Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила».

О.Тактакишвили. Оратория «По следам Руставели» («Сегодня умер Руставели»)

5- 6

Противоборство музыкальных образов в одном произведении

Показать, как в одном музыкальном произведении выражен конфликт образов

Л.Бетховен «Эгмонт»;

Н.А.Римский-Корсаков. Симфоническая картина «Сеча при Керженце»;

В.Высоцкий «Звёзды»

7-8

Конфликт и взаимовлияние музыкальных образов в одном произведении

Дать представление о сонатной форме. Соната

Э.Григ. Соната для виолончели и фортепиано

9

Сонатная форма

Закрепление и углубление понятия «сонатная форма» как формы, обладающей наибольшими возможностями для отражения сложных и многосторонних жизненных процессов, человеческих характеров, чувств, идей

Л.Бетховен «Эгмонт»;

М.И.Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила»;

Э.Григ. Соната для виолончели и фортепиано

10

Противостояние музыкальных образов в одном произведении

Обогатить представления обучающихся о музыкальной драматургии на примере увертюры-фантазии

П.И.Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»

IV четверть

«Музыкальная драматургия»

1

Драматургия контрастных сопоставлений

Показать сопоставление музыкальных образов

А.Эшпай «Венгерские напевы»

2

Интонационное единство балета (оперы)

Расширить знания о жанре балета; определение драматургии балета

С.С.Прокофьев. Балет «Золушка»

3

Столкновение двух образов – основа драматургии

Борьба двух начал – добра и зла

Д.Д.Шостакович. Симфония №7

4

«А значит, нам нужна одна Победа!»

(Урок-плакат, посвящённый Дню Победы)

Показать, как в произведениях искусства изображена сила и мощь советского народа, победившего фашизм. Почувствовать особенности драматургии песен о войне.


А.Александров «Священная война»; В.Мурадели «Бухенвальдский набат»;

Д.Тухманов «День Победы»

5-6

Жизненное содержание и форма музыкальных произведений

Дать понятие симфонии как музыкальной формы

В.А.Моцарт. Симфония №40

7

Жизнь полонеза

Понятие о полонезе

М.Огиньский. Полонез «Прощание с Родиной»

8

Обобщающий урок

Закрепить и обобщить понятия «музыкальный образ», «музыкальная драматургия»

Урок-концерт. Исполнение и слушание музыкальных произведений по выбору обучающихся


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МУЗЫКЕ.

8 КЛАСС

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ - 17, В НЕДЕЛЮ - 1ЧАС.


№ урока

Тема урока


Кол-во часов

Прогнозируемый результат



I четверть

Что значит современность в музыке?

1

Что значит современность в музыке

1

Уметь разграничивать понятия «мода» и «современность». Музыка современная, т.е. соответствующая духу времени, воспевающая любовь, добро, красоту

2

Современна ли музыка И.С.Баха?

1

Знать значение новых терминов – «токката»

3-4

Искусство в борьбе за сохранение жизни на Земле

2

Уметь находить общее в музыкальном языке И.С.Баха и П.Сигера и в воздействии их музыки на чувства людей.

Понятие «конкретная музыка»

5-7

Человек - главный герой искусства. Тема страдания в музыке XVIII, XIX, XX вв.

3

Дать определение понятию «страсти». Уметь следить за развитием музыкальной темы и характеризовать музыкальный язык. Понятие «Рок-опера»

8-9

«…Вслушайтесь в неё не только своим слухом, но и всем своим сердцем» (Д.Б.Кабалевский). Соната №14 Л.Бетховена

2

Усвоить содержание музыкальной формы «соната». Определить, в чём состоит современность «Лунной» сонаты, соответствует ли её музыкальный характер чувствам, которые переживаем и мы

10

Может ли быть современной классическая музыка? (обобщение тем первой четверти)

1

Знать понятия «классика», «классический». Определить роль моды в современной музыкальной культуре

II четверть

Музыка «лёгкая» и «серьёзная»

11

Новые краски музыки XX века

1

Знать определения понятий: авангардизм (алеаторика, додекафония, сонористика, коллаж; стохастическая, конкретная, электронная, компьютерная музыка), атональная музыка

12

Музыка «легкая» и «серьезная»

1

Уметь разграничивать музыку «легкую» и «серьезную» по содержанию и восприятию

13

«Легкое» и «серьезное» в танцевальной музыке (полька)

1

Знать о преобладающей роли ритма в танцевальной музыке. Уметь определять характерный ритмический рисунок польки. Объяснять зависимость жанра от музыкальной моды. Понимать значение термина «пиццикато»

14

«Легкое» и «серьезное» в танцевальной музыке (вальс)

1

Знать жанровое многообразие танцевальной музыки (танцы бывают и лёгкие, и серьёзные). Находить и подтверждать музыкальными примерами мысль о том, что в танцевальных интонациях могут быть воплощены различные оттенки человеческих чувств

15

«Легкое» и «серьезное» в песне

1

Знать значение слов «шансон», «шансонье»; характерные особенности современной французской песни

16

Ансамбль - значит вместе

1

Уметь критически оценивать творчество поп-групп на основании эстетических категорий – гармонии, красоты и правды, заложенных в нас музыкой классиков. Знать особенности и черты ансамблевого исполнения

17

Музыка - язык, понятный всем

1

Ориентироваться в легкой музыке, которая должна отвечать требованиям высокого эстетического вкуса

9 класс

I четверть

«Взаимопроникновение лёгкой и серьёзной музыки»

18-19

Бардовская (авторская) песня.

2

Знать определения «бард», «бардовская песня»; истоки авторской песни, её тематику, исполнителей. Урок-концерт

20-21

Джаз - дитя двух культур

2

Знать причины возникновения, истоки джаза; характерные особенности блюза, регтайма, спиричуэла; выразительные средства их музыкальной речи; состав инструментов для исполнения данного жанра. Уметь определять направления джаза

22

Джаз и европейский симфонизм – неожиданный сплав

1

Знать основы происхождения симфоджазовой музыки; взаимопроникновение лёгкой и серьёзной музыки способствовало появлению нового жанра - симфоджаз

23

От оперы к оперетте

1

Знать определение «оперетта», её характерные особенности, отличие от оперы. Уметь объяснять, какие средства, черты взаимопроникновения лёгкой и серьёзной музыки повлияли на рождение жанра оперетты

24-25

Мюзикл. Периоды развития. Любовь - вечная тема в искусстве

2

Знать истоки появления жанра мюзикла, характерные особенности, разновидности мюзикла, отличие от оперетты.

Установить возникновение нового жанра как результата взаимопроникновения лёгкой и серьёзной музыки.

Проследить развитие вечной темы в искусстве – любви – на музыкальных и синтезированных произведениях

26

От оперы к рок-опере

1

Знать, что сплав традиций и новаторства способствовал возникновению нового жанра – рок-оперы, новых произведений в рок-музыке

27

«Легкая» музыка в драматических спектаклях

1

Выявить роль частушки в драматическом произведении.

II четверть

«Великие наши современники»

28

Слияние музыки двух столетий - рождение нового шедевра

1

Утвердиться в мнении, что музыка Бизе по строю чувств, образности не менее современна для нас, чем музыка современников

29

Роль «легкой» и «серьезной» музыки в драматическом спектакле

1

Знать характерные черты творчества А.Хачатуряна. Находить возможности уживания «лёгкой» и «серьёзной» музыки в одном произведении

30

Два протока могучей реки

1

Определить значение вкраплений в музыкальную ткань драматических произведений лёгкой музыки

31

Обобщение темы «Взаимопроникновение лёгкой и серьёзной музыки»

1

Уметь определять и анализировать произведения легкой и серьезной музыки, её авторов, исполнителей

32

Великие наши «современники». Л.Бетховен

1

Знать, что такое «экосез», «каприччио». Определить значимость произведений Л.Бетховена; характерные особенности творчества. В чём заключается новизна творчества Л.Бетховена

33

Человек и народ – герои М.П.Мусоргского

1

Знать новаторство музыки М.П.Мусоргского, в чём состоит созвучие его произведений и элементов музыкальной речи современной музыке

34

Традиции и новаторство в творчестве С.С.Прокофьева. Обобщение тем года

1

Знать традиционные и новаторские черты творчества С.С.Прокофьева. Уметь аргументировано ответить на вопросы:

  • Какое искусство называем современным?

  • Какая музыка нужна современному человеку?

  • Почему классические произведения современны?

Урок-концерт. «Любимые мелодии и песни».


Дополнение:

Использование регионального компонента:

  1. Знакомство с вокальными произведениями Вологодских композиторов. Исполнение песен И.Белкова, О. Малышевой, Э. Зауторовой.

  2. Знакомство с интрументальной и вокальной музыкой В. Гаврилина.



Похожие:

Рабочая программа по музыке для 5-9 классов Составитель: учитель музыки Орлова Светлана Павлиновна 2012 г. Пояснительная записка iconРабочая программа по музыке для 1-4 классов Составитель: учитель музыки Орлова Светлана Павлиновна 2012 г. Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке разработана на основе авторской программы Т. В. Челышевой «Музыка»
Рабочая программа по музыке для 5-9 классов Составитель: учитель музыки Орлова Светлана Павлиновна 2012 г. Пояснительная записка iconРабочая программа по музыке для 1-4 классов Составитель: учитель музыки Орлова Светлана Павлиновна 2014 г. Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке разработана на основе авторской программы Т. В. Челышевой, В. В. Кузнецовой «Музыка» (Москва академкнига/учебник...
Рабочая программа по музыке для 5-9 классов Составитель: учитель музыки Орлова Светлана Павлиновна 2012 г. Пояснительная записка iconРабочая программа по музыке для 5-8 классов Составитель: учитель музыки Орлова Светлана Павлиновна 2014 г. Пояснительная записка
Примерная программа включает в себя пояснительную записку, в которой дается общая характеристика предмета, его цели, место предмета...
Рабочая программа по музыке для 5-9 классов Составитель: учитель музыки Орлова Светлана Павлиновна 2012 г. Пояснительная записка iconРабочая программа по музыке 5 -9 класс (срок освоения 5 лет) Разработчик: Золоткова Г. В. учитель музыки
Творчески подходя к программе, учитель ни в коем случае не должен разрушать ее тематическое построение, потому, что последовательное...
Рабочая программа по музыке для 5-9 классов Составитель: учитель музыки Орлова Светлана Павлиновна 2012 г. Пояснительная записка iconРабочая программа по предмету «Трудовое обучение» Мамонькина Галина Викторовна учитель начальных классов Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии составлена с использованием нормативно-правовой базы
Рабочая программа по музыке для 5-9 классов Составитель: учитель музыки Орлова Светлана Павлиновна 2012 г. Пояснительная записка iconРабочая программа по изобразительному искусству 2 класс 2012-2013 уч г. Учитель: Плотникова Е. Н. с. Липин Бор Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента образовательного стандарта начального общего образования, программы...
Рабочая программа по музыке для 5-9 классов Составитель: учитель музыки Орлова Светлана Павлиновна 2012 г. Пояснительная записка iconРабочая программа по факультативу «Твой выбор» в 9 классе Составитель: учитель немецкого языка Ботвина Валентина Михайловна Пояснительная записка
Знание их обеспечит учащимся принятия правильного решения как в выборе профессий, так и дальнейшем образовании. Курс сопровождается...
Рабочая программа по музыке для 5-9 классов Составитель: учитель музыки Орлова Светлана Павлиновна 2012 г. Пояснительная записка iconРабочая программа учебного курса «технология» для 10-11 классов Учитель: Горбунова Е. В. 2013-2014 год. Пояснительная записка
Боу кмр во «Талицкая средняя общеобразовательная школа». с. Талицы Кирилловского района
Рабочая программа по музыке для 5-9 классов Составитель: учитель музыки Орлова Светлана Павлиновна 2012 г. Пояснительная записка iconРабочая программа по математике 2 класс 2012-2013 уч г. Учитель: Плотникова Е. Н. с. Липин Бор Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного...
Рабочая программа по музыке для 5-9 классов Составитель: учитель музыки Орлова Светлана Павлиновна 2012 г. Пояснительная записка iconРабочая программа по информатике и икт для 5-7 классов Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Босовой Л. Л – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©edu.likenul.com 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы