Пояснительная записка настоящая рабочая программа составлена на основе авторской программы курса «Информатика и икт» icon

Пояснительная записка настоящая рабочая программа составлена на основе авторской программы курса «Информатика и икт»




НазваниеПояснительная записка настоящая рабочая программа составлена на основе авторской программы курса «Информатика и икт»
страница1/3
Угриновичем Н.Д
Дата конвертации19.06.2015
Размер0,77 Mb.
ТипПояснительная записка
скачать >>>
  1   2   3

инф10-11.jpg
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа составлена на основе авторской программы курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе на профильном уровне, разработанной Угриновичем Н.Д., содержание которой соответствует утвержденным Министерством образования РФ Стандарту среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (2004 г.) и Примерной программе среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям на профильном уровне (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 №1312).

Курс рассчитан на изучение в 10-11 классах информационно-технологического профиля обучения общеобразовательной средней школы в течение 34 учебных недель в году общим объемом 272 учебных часа (из расчета 4 часа в неделю), в том числе в X классе – 136 учебных часов и в XI классе – 136 учебных часов.

Срок освоения программы – 2 года.
Изменения, внесенные в учебную программу и их обоснование

В связи с тем, что согласно учебному плану школы продолжительность учебного года 34 недели, а не 35, в рабочей программе уменьшено количество часов (с 280 до 272) за счет часов, отводимых на повторение.

Тема «Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования» заменена на тему «Алгоритмизация и программирование» потому, что для успешной сдачи ЕГЭ по информатике и ИКТ, для участия в олимпиадах по программированию учащиеся должны владеть навыками программирования на алгоритмических языках, а изучение основ языка Pascal в 9 классе для этого явно недостаточно. Для реализации этой цели в 10 классе углубляются знания учащихся об основных алгоритмических конструкциях и совершенствуются навыки их реализации на языке Pascal. В связи с этим уменьшено количество часов на изучение основ объектно-ориентированного программирования. Вместо того, чтобы, по замыслу автора программы, выполнять проекты на четырех языках объектно-ориентированного программирования (Visual Basic .Net, Delphi, Visual C# и Visual J#) учащиеся делают это только на языке Turbo Delphi, что не противоречит требованиям стандарта.
Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Информатика и информационные технологии – предмет, непосредственно востребуемый во всех видах профессиональной деятельности и в различных траекториях продолжения обучения. Подготовка по этому предмету на профильном уровне обеспечивает эту потребность, наряду с фундаментальной научной и общекультурной подготовкой в данном направлении.

Основными содержательными линиями в изучении данного предмета являются:

  • информация и информационные процессы, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) как средства их автоматизации;

  • математическое и компьютерное моделирование;

  • основы информационного управления.


Цели:

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;

  • овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;

  • развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;

  • воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;

  • приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;

  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования;

  • подготовить учащихся к жизни в информационном обществе.


Общая характеристика учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. Система планируемых уроков условна, но все же выделяются следующие типы уроков:

  • Урок изучения нового материала. На этом уроке учащиеся овладевают новым учебным материалом, который в курсе информатики достаточно обширен. Им приходится изучать новый материал, осмысливать его, усваивать ряд новых понятий. Это может быть урок-лекция, урок самостоятельного изучения нового материала с использованием материала учебника, ЭОР.

  • Урок формирования умений и навыков. В ходе такого урока обычно решается несколько дидактических задач: повторение и закрепление изученного материала, применение знаний на практике, формирование умений и навыков, контроль и коррекция умений и навыков. Типичными видами таких уроков являются: практическая работа, лабораторная работа, практикум. 

  • Урок обобщения и систематизации знаний. На таком уроке обычно осуществляется повторение и систематизация теоретического материала, относящегося к отдельной теме, разделу, учебной четверти или учебному году.

  • Урок практического применения знаний. На уроках этого типа решаются дидактические задачи: закрепление ранее усвоенных знаний, применение полученных знаний на практике, в том числе формирование творческого применения знаний, навыков, умений в условиях, постоянно изменяющихся. Такими уроками являются: урок – самостоятельная работа, урок – практическая работа, урок – лабораторная работа, урок – практикум.

  • Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

  • Контрольный урок. Урок-зачет.

Используются индивидуальные, групповые, фронтальные формы организации учебного процесса.

Программой предусмотрено выполнение учащимися практических заданий на компьютере, направленных на отработку отдельных технологических приемов. Обучающие практические работы включены, главным образом, в содержание комбинированных уроков, на которых теория закрепляется выполнением практической работы, которая носит не оценивающий, а обучающий характер. Оценки за выполнение таких работ могут быть выставлены учащимся, самостоятельно справившимся с ними.

Программой предполагается проведение практикумов – больших практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся, в том числе относящегося к другим школьным предметам. Практические работы компьютерного практикума ориентированы на использование метода проектов. В ходе выполнения практикума учащиеся получают индивидуальные задания, обычно рассчитанные для выполнения на нескольких уроках. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность.
Формы промежуточного и итогового контроля

  • Текущий контроль осуществляется с помощью фронтального опроса, проверочных работ, компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

  • Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования,  выполнения зачетных практических работ.

  • Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме тестирования.

Распределение промежуточного контроля по четвертям:

класс

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Всего за год

10

зачетных практических работ – 5,

тест -1

зачетных практических работ – 2,
тест - 1

тест - 1

зачетных практических работ – 3,
тест - 1

Зачетных практических работ – 10, тестов - 4

11




зачетных практических работ – 2,
тест - 1

зачетных практических работ – 3,
тест - 3

тесты - 6

Зачетных практических работ – 5, тестов - 10


Главным критерием оценки знаний по информатике является проведение внешней экспертизы в виде единого государственного экзамена по информатике. Также предполагается участие в конкурсах и олимпиадах разных форм и уровней.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теория

ч.

Практика

ч.

Контроль, ч.


1

Архитектура компьютера и защита информации

20

10,5

6

3,5

2

Информация. Системы счисления

30

15,75

11,25

3

3

Основы логики и логические основы компьютера

18

6,5

9,5

2

4

Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование

66

30,5

31,5

4

5

Повторение

2

1




1

Итого

136

64,5

58

13,5


11 класс

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теория

ч.

Практика

ч.

Контроль, ч.


1

Моделирование и формализация

50

21

26

3

2

Технология создания и обработки текстовой информации

14

7,75

4,25

2

3

Хранение, поиск и сортировка информации (СУБД)

16

5

8

3

4

Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации

12

7

2

3

5

Коммуникационные технологии

12

5,5

3,5

3

6

Информационная деятельность человека

10

10

-

-

7

Повторение, подготовка к ЕГЭ

22

14

-

8

Итого

136

70,25

43,75

22


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА (272 часа)

10 класс (136 час.)

  1. Архитектура компьютера и защита информации – 20 час.

Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Процессор и оперативная память. Внешняя (долговременная) память

Файл и файловые системы. Логическая структура носителя информации. Иерархическая файловая система

Назначение и состав операционной системы. Загрузка операционной системы

Защита информации от вредоносных программ. Антивирусные программы. Компьютерные вирусы. Сетевые черви. Троянские программы. Рекламные и шпионские программы. Спам.

Компьютерный практикум:

Практическое задание «Тестирование системной платы».

Практическое задание «Определение объемов кэш-памяти процессора».

Практическое задание «Определение температуры процессора».

Практическое задание «Производительность процессора».

Практическое задание «Виртуальная память».

Практическое задание «Объем файла в различных файловых системах».

Практическое задание «Расширение и атрибуты файла».

Практическое задание «Архивация файлов».

Практическое задание «Проверка файловой системы диска».

Практическое задание «Дефрагментация диска».

Практическое задание «Копирование файлов».

Практическое задание «Ознакомление с системным реестром Windows».

Практическое задание «Защита от компьютерных вирусов».

Практическое задание «Защита от сетевых червей».

Практическое задание «Защита от троянских программ».

Практическое задание «Защита от рекламных и шпионских программ».

Практическое задание «Упорядочение использования файлов cookies».

Практическое задание «Защита от спама».

Практическое задание «Настройка межсетевого экрана».
Контроль знаний и умений:

тестирование, выполнение зачетных практических работ:

Практическая работа 1.1. Создание логического диска и его форматирование

Практическая работа 1.2. Запись CD- или DVD-диска

Практическая работа 1.3. Установка параметров BIOS

Практическая работа 1.4. Защита информации
Учащиеся должны знать/понимать:

  • магистрально-модульный принцип построения компьютера;

  • особенности операционных систем и их основных технологических механизмов;

  • способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; обеспечение надежного функционирования средств ИКТ;

  • выполнять простейшие задачи системного администрирования, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов;

  • оценивать объем памяти, необходимый для хранения информации и скорость передачи информации; устранять простейшие неисправности; инструктировать пользователей по базовым принципам использования ИКТ;

  • применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни при администрировании своего компьютера, при выполнении операций, связанных с использованием современных средств ИКТ.



Основные термины по разделу:

BIOS

Программы начальной загрузки, находящиеся в микросхеме памяти (англ. «Basic Input/Output System» — базовая система ввода/вывода)

Blu-Ray

Оптический диск повышенной информационной емкости (англ. «Blue-Ray» — голубой луч)

CD

Компакт-диск (англ. «Compact Disk»)

CDFS

Файловая система для работы с оптическими дисками, предназначенная для использования под управлением различных операционных систем (англ. «Compact Disk File System» — файловая система для компакт-дисков)

DDR

Тип модулей (англ. «Double Data Rate» — удвоенная скорость передачи данных). Модули памяти DDR имеют 184 разъема

DDR2

Тип модулей оперативной памяти, которые обладают меньшим энергопотреблением, чем модули DDR, и поэтому могут иметь большую частоту. Модули памяти DDR2 имеют 240 разъемов

DVD

Цифровой универсальный диск (англ. «Digital Versatile Disk»)

ext3

Журналируемая файловая система для операционной системы Linux (англ. «ext3» — 3-я расширенная файловая система)

FAT

Таблица размещения файлов (англ. «File Allocation Table»)

HDDVD

Цифровой универсальный диск повышенной информационной емкости (англ. «High Definition DVD»)

HFS

Журналируемая файловая система для операционной системы Mac OS (англ. «Hierarchical File System» — иерархическая файловая система)

POST

Система самотестирования компьютера при включении (англ. «Power On Self Test»)

ReiserFS

Журналируемая файловая система для операционной системы Linux (англ. «ReiserFS» — файловая система Райзера).

SFX

Самораспаковывающийся архив (англ. «SelF-eXtracting»)

UDF

Файловая система для работы с файлами на оптических дисках (англ. «Universal Disk Format» — универсальный дисковый формат)

Кластер

Логическая единица хранения данных в таблице размещения файлов, объединяющая группу секторов (англ. «cluster»)

Мультисессия

При записи CD- или DVD-диска можно записывать файлы в несколько сессий (приемов)

Полевой транзистор

Транзистор, в котором ток изменяется в результате действия перпендикулярного току электрического поля, создаваемого входным сигналом

Хакер

Компьютерный злоумышленник, который организует сетевые атаки на Интернет-серверы, а также проникает на них с неблаговидными целями

  1. Информация. Системы счисления – 30 час.

Понятие «информация» в науках о неживой и живой природе, обществе и технике. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации. Формула Шеннона. Кодирование текстовой, графической и звуковой информации. Хранение информации

Кодирование числовой информации. Системы счисления. Непозиционные системы счисления. Позиционные системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Арифметические операции в позиционных системах счисления.

Представление чисел в компьютере. Представление чисел в формате с фиксированной запятой. Представление чисел в формате с плавающей запятой.

Компьютерный практикум:

Практическое задание «Перевод единиц измерения количества информации».

Практическое задание «Определение количества информации».

Практическое задание «Римская система счисления».

Практическое задание. «Перевод целого десятичного числа в целое двоичное, восьмеричное и шестнадцатеричное числа».

Практическое задание «Арифметические операции в позиционных системах счисления».
Контроль знаний и умений:

тестирование, выполнение зачетных практических работ:

Практическая работа 2.1. Кодирование текстовой, графической и звуковой информации

Практическая работа 2.2. Системы счисления
Учащиеся должны знать/понимать:

  • виды и свойства источников и приемников информации, способы кодирования и декодирования, причины искажения информации при передаче;

  • особенности протекания информационных процессов в природе, обществе, технике;

  • подходы к измерению информации, алфавитный и вероятностный подход;

  • связь полосы пропускания канала со скоростью передачи информации;

  • кодирование текстовой, графической и звуковой информации;

  • основные понятия систем счисления, алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую;

  • особенности представления целых и действительных чисел в ЭВМ.

Учащиеся должны уметь:

  • выделять информационный аспект в деятельности человека; информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах;

  • определять вид информационного процесса;

  • работать с различными носителями информации.


Основные термины по разделу:

Бит

Количество информации, которое содержит сообщение, уменьшающее неопределенность знаний в два раза

Глубина кодирования звука

Количество информации, которое необходимо для кодирования дискретных уровней громкости цифрового звука

Глубина цвета

Количество информации, которое используется при кодировании цвета точек изображения

Пиксель

Минимальный элемент изображения (точка), которому можно задать цвет и яркость. Пиксель является элементом растра

Равновероятные события

События называются равновероятными, если при возрастающем количестве испытаний (10, 100, 1000 и так далее) количество реализаций событий будут все более сближаться

Разрешающая способность

Характеристика качества изображения. Разрешающая способность экрана монитора определяется количеством точек по горизонтали и вертикали

Растр

Двумерный массив точек, упорядоченных в строки и столбцы, который используется для создания изображения на экране монитора

Синергетика

Наука о самоорганизующихся системах в неживой и живой природе, обменивающихся веществом, энергией и информацией с окружающей средой

Система счисления

Знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами

Частота дискретизации звука

Количество измерений громкости звука за одну секунду




  1. Основы логики и логические основы компьютера – 18 час.

Формы мышления. Алгебра логики. Логическое умножение, сложение и отрицание. Логические выражения. Логические функции. Логические законы и правила преобразования логических выражений.

Логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы. Сумматор двоичных чисел. Триггер.

Компьютерный практикум:

Практическое задание «Таблицы истинности».

Практическое задание «Определение истинности логического выражения».

Практическое задание «Функция импликации».

Практическое задание «Функция эквивалентности».

В редакторе схем нарисовать логические и электрические схемы логических элементов «И», «ИЛИ и «НЕ».

В компьютерном конструкторе «Начала электроники» создать модели электрических схем логических элементов «И», «ИЛИ и «НЕ».

В редакторе схем нарисовать логические схемы логических функций.

В редакторе схем нарисовать логические схемы полусумматора и сумматора одноразрядных двоичных чисел.

В редакторе схем нарисовать логическую схему триггера.
Контроль знаний и умений:

тестирование, выполнение зачетной практической работы:

Практическая работа 3.1. Равносильность логических выражений.

Учащиеся должны знать/понимать:

  • логическую символику;

  • основные понятия формальной логики;

  • основные операции и законы алгебры логики;

  • назначение таблиц истинности;

  • реализацию логических операций средствами электроники;

  • принципы построения схем из логических элементов.

Учащиеся должны уметь:

  • вычислять логическое значение сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний;

  • представлять логические выражения в виде формул и таблиц истинности;

  • преобразовывать логические выражения;

  • строить логические схемы из основных логических элементов по формулам логических выражений.

Основные термины по разделу:

Высказывание

Форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о реальных предметах, их свойствах и отношениях между ними. Высказывание может быть либо истинно, либо ложно

Логика

Наука о формах и способах мышления

Понятие

Форма мышления, фиксирующая основные, существенные признаки объекта

Умозаключение

Форма мышления, с помощью которой из одного или нескольких высказываний (посылок) может быть получено новое высказывание (вывод)

  1. Алгоритмизация и программирование – 66 час.

Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры «ветвление» и «выбор». Алгоритмическая структура «цикл».

История развития языков программирования

Введение в объектно-ориентированное визуальное программирование. Объекты: свойства и методы. События. Проекты и приложения

Система объектно-ориентированного программирования Delphi. Переменные. Графический интерфейс. Процедуры и функции. Итерация и рекурсия.

Алгоритмы перевода чисел и их кодирование на языке объектно-ориентированного программирования Delphi. Алгоритм перевода целых чисел. Алгоритм перевода дробных чисел

Графика в языке программирования Delphi. Компьютерная и математическая системы координат. Анимация.

Модульный принцип построения решений и проектов.

Чтение и запись данных в файлы.

Массивы. Заполнение массивов. Поиск элемента в массивах. Сортировка числовых массивов. Сортировка строковых массивов

Компьютерный практикум:

Выполнение проектов на языке Turbo Delphi:

Проект «Консольное приложение».

Проект «Переменные».

Проект «Отметка».

Проект «Функции преобразования типов».

Проект «Передача по ссылке и по значению».

Проект «Функция».

Проект «Факториал (итерация)».

Проект «Факториал (рекурсия)».

Проект «Перевод целых чисел».

Проект «Перевод дробных чисел».

Проект «Графический редактор».

Проект «Треугольник».

Проект «Система координат».

Проект «Часы».

Проект «Домики».

Проект «Заполнение массива».

Проект «Поиск в массиве».

Проект «Сортировка числового массива».

Проект «Сортировка строкового массива».
Контроль знаний и умений:

тестирование, выполнение зачетных практических работ:

Практическая работа 4.1. Визуализация сортировки числового массива

Практическая работа 4.2. Проект «Тест»

Практическая работа 4.3. Проект «Шифровка и дешифровка».
Учащиеся должны знать/понимать:

  • свойства алгоритмов и основные алгоритмические структуры;

  • основные принципы объектно-ориентированного программирования;

  • понятия класса, объекта;

  • структуру модуля;

  • основные понятия: события, свойства объектов, методы объектов.

Учащиеся должны уметь:

  • составлять оптимальный алгоритм решения задачи, выбирая для реализации соответствующие алгоритмические конструкции;

  • определять минимальный объем переменных, необходимых для решения поставленной задачи и описывать их в программе;

  • разрабатывать алгоритм и анализировать его;

  • использовать в программах процедуры и функции пользователя;

  • создавать несложные проекты;

  • производить отладку проекта.

Основные термины по разделу:

Алгоритм

Строго детерминированная последовательность действий, описывающая процесс преобразования объекта из начального состояния в конечное, записанная с помощью понятных исполнителю команд

Атрибут

Признак или свойство, характеризующее объект

Консольное приложение

Приложение, не имеющее графического интерфейса

Обработчик события

Процедура, которая начинает выполняться после реализации определенного события

Процедура

Подпрограмма, которая не возвращает значения и начинает выполняться после ее вызова из другой процедуры

Синтаксис

В естественных языках – совокупность правил построения предложений. В языках программирования - правила записи операторов, методов и так далее

Форма

Объект, представляющий собой окно на экране, в котором размещаются элементы управления

Функция

Подпрограмма, которая возвращает значение и может входить в состав выражений

Элементы управления

Объекты, являющиеся элементами графического интерфейса проекта и реагирующие на события, производимые пользователем или другими программными объектами



  1. Повторение – 2 час.

Контроль знаний и умений: итоговый тест.

11 класс (136 час.)

  1. Моделирование и формализация – 50 час.

Моделирование как метод познания. Формы представления моделей. Формализация. Системный подход в моделировании. Типы информационных моделей.

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Исследование физических моделей. Исследование математических моделей. Приближенное решение уравнений. Вероятностные модели. Биологические модели развития популяций. Оптимизационное моделирование в экономике. Экспертные системы распознавания химических веществ. Модели логических устройств. Информационные модели управления объектами. 

Графы, подграфы и деревья. Ориентированные графы. Взвешенные графы. Описание графа с помощью матрицы смежности.

Компьютерный практикум
Выполнение проектов на языке Turbo Delphi:

Проект «Бросание мячика в стенку»

Проект «Диапазон углов»

Проект «Приближенное решение уравнений»

Проект «Метод Монте-Карло»

Проект «Численность популяций»

Проект «Оптимизация раскроя»

Проект «Распознавание волокон»

Проект «Полусумматор»

Проект «Триггер»

Проект «Управление без обратной связи»

Проект «Управление с обратной связью»

Проект «Автоматическое управление с автоматической обратной связью»

Проект «Построение остовного связного дерева графа»
Выполнение проектов в электронных таблицах:

Проект «Бросание мячика в стенку»

Проект «Приближенное решение уравнений»

Проект «Численность популяций»

Проект «Оптимизация раскроя»

Проект «Полусумматор»
Контроль знаний и умений:

тестирование, выполнение зачетной практической работы:

Практическая работа №1. Проект «Сумматор» на языке Turbo Delphi или в электронных таблицах.

Учащиеся должны знать/понимать:

  • сущность процесса информационного моделирования;

  • сущность понятия адекватности модели объекту и цели моделирования;

  • виды и свойства моделей;

  • этапы построения моделей.

Учащиеся должны уметь:

  • осуществлять системный подход при моделировании;

  • анализировать свойства объекта и выделять среди них существенные с точки зрения целей моделирования;

  • строить информационные модели, выбирая оптимальную форму представления модели;

  • исследовать учебные модели.

Основные термины по разделу:

Взвешенный граф (сеть)

Граф, ребрам или дугам которого поставлены в соответствие числовые величины

Граф

Позволяет визуализировать связи между объектами в сложноорганизованных системах, объекты представляются с помощью множества вершин (точек), а связи – с помощью множества ребер (дуг), соединяющих некоторые пары вершин

Дерево

Иерархический граф, который используется для визуализации иерархических информационных моделей

Маршрут графа

Последовательность чередующихся вершин и ребер

Моделирование

Метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей

Модель

Новый объект, который отражает существенные с точки зрения цели проводимого исследования (цели моделирования) свойства изучаемого объекта, явления или процесса

Ориентированный граф

Граф, каждое ребро которого имеет одно направление

Подграф

Подграфом графа G называется граф, у которого все вершины и ребра принадлежат графу G


Формализация

Процесс построения информационных моделей с помощью формальных языков




  1. Технологии создания и обработки текстовой информации – 14 час.

Понятие о настольных издательских системах. Создание компьютерных публикаций.

Использование готовых и создание собственных шаблонов. Использование систем проверки орфографии и грамматики. Тезаурусы. Использование систем двуязычного перевода и электронных словарей. Использование цифрового оборудования.

Использование систем распознавания текстов.

Компьютерный практикум:

Практическая работа. Установка конвертора в формат PDF для Microsoft Office 2007

Практическая работа. Создание плаката в OpenOffice.org Writer

Практическая работа. Создание плаката в настольной издательской системе Scribus

Практическая работа. Цветоделение

Практическая работа. Перевод с использованием компьютерных словарей

Практическая работа. Оптическое распознавание документов в формате изображений
Контроль знаний и умений:

выполнение зачетной практической работы:

Практическая работа №2. Групповой проект «Школьная газета» в настольной издательской системе Scribus
Учащиеся должны знать/понимать:

  • технологии обработки текстовой информации;

  • приемы редактирования и форматирования текстовых документов в текстовом процессоре;

  • инструменты текстового процессора при создании рефератов.

Учащиеся должны уметь:

  • редактировать и форматировать тексты большой сложной структуры;

  • использовать системы проверки орфографии и грамматики;

  • использовать системы распознавания текстов.

Основные термины по разделу:

CMYK

Система цветопередачи, палитра цветов которой формируется путем сложения голубой, пурпурной, желтой и черной краски

DOCX

Формат сохранения документов в текстовом процессоре Microsoft Office Word 2007

ODT

Формат сохранения документов в текстовом процессоре OpenOffice.org Writer

PDF (Portable Document Format)

Универсальный формат для представления в электронном виде полиграфической продукции

RGB

Система цветопередачи, палитра цветов которой формируется путем сложения красного, зеленого и синего цветов

SLA

Формат сохранения документов в настольной издательской системе Scribus

Цветоделение

В современной полиграфии - процесс подготовки цветных изображений к печати несколькими красками




  1. Технологии хранения, поиска и сортировки информации – 16 час.

Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД).

Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты).

Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных.

Компьютерный практикум:

Практическая работа. Создание реляционной базы данных.

Практическая работа. Создание формы для реляционной базы данных

Практическая работа. Сортировка данных в реляционной базе данных

Практическая работа. Отбор данных с помощью фильтров из реляционной базы данных

Практическая работа. Отбор данных с помощью запросов из реляционной базы данных

Практическая работа. Подготовка отчетов

Практическая работа. Многотабличные базы данных

Практическая работа. Редактирование системного реестра

Практическая работа. Создание генеалогического древа семьи
Контроль знаний и умений:

Тестирование, выполнение зачетной практической работы:

Практическая работа №3. Проект «Многотабличная база данных»
Учащиеся должны знать/понимать:

  • типы баз данных;

  • организацию баз данных;

  • методы поиска и сортировки данных;

  • организацию реляционных баз данных.

Учащиеся должны уметь:

  • создавать и заполнять базы данных;

  • пользоваться справочными системами и другими источниками справочной информации; использовать базы данных в различных областях профессиональной деятельности;

  • осуществлять поиск, отбор и анализ информации.

Основные термины по разделу:

Запись

Столбец таблицы базы данных, соответствующий некоторому атрибуту объектов предметной области, содержащий значения этого атрибута

Первичный ключ

Поле (группа полей), значение которого однозначно определяет запись в таблице

Поле

Строка таблицы базы данных, соответствующая некоторому объекту моделируемой предметной области, содержащий набор значений атрибута этого объекта

Система управления базами данных (СУБД)

Комплекс программ, позволяющий создавать базы данных, а также обеспечивающий обработку данных (в том числе дополнение, отбор, модификацию данных)




  1. Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации – 12 час.

Представление о системах автоматизированного проектирования конструкторских работ, средах компьютерного дизайна и мультимедийных средах. Форматы графических и звуковых объектов. Ввод и обработка графических объектов. Ввод и обработка звуковых объектов.

Использование инструментов специального программного обеспечения и цифрового оборудования.

Создание графических комплексных объектов для различных предметных областей: преобразования, эффекты, конструирование. Создание презентаций, выполнение учебных творческих и конструкторских работ.

Компьютерный практикум:

Практическая работа. Растровая и векторная графика.

Практическая работа. Системы управления цветом.
Контроль знаний и умений:

Тестирование, выполнение зачетной практической работы:

Практическая работа №4. Проект «Мультимедийная презентация».
Учащиеся должны знать/понимать:

  • форматы растровых и векторных графических файлов;

  • технологию рисования графических примитивов;

  • понятие мультимедийного продукта;

  • наиболее распространенные программы для подготовки мультимедийного продукта;

  • этапы создания мультимедийного продукта;

  • критерии оценивания мультимедийного продукта.


Учащиеся должны уметь:

  • создавать, редактировать растровые и векторные графические объекты;

  • представлять информацию в виде мультимедийных объектов с системой ссылок;

  • готовить и проводить выступления, включающие сформированную заранее систему изображений на проекционном экране.

Основные термины по разделу:

Муаровый узор

Узор, возникающий при наложении двух периодических сетчатых рисунков

Палитра CMY

Способ описания отраженного света (печать на бумаге) (Cyan – голубой, Magenta – пурпурный, Yellow – желтый)

Палитра RGB

Способ описания излучаемого света (экран монитора) (Red – красный, Green – зеленый, Blue – синий)

  1. Коммуникационные технологии – 12 час.

Глобальная компьютерная среда Интернет. Адресация в Интернете. Доменная система имен. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям.

Язык HTML для создания Web-страниц. Топология сайта. Меню. Цветовое оформление и вставка изображений. Интерактивные формы для получения информации от посетителей сайта. Размещение сайта в Интернете.

Компьютерный практикум:

Практическая работа. IP-адрес в различных форматах.

Практическая работа. География Интернета.

Практическая работа. Создание Web-страниц в с использованием Web-редакторов

Практическая работа. Размещение сайта в Интернете.
Контроль знаний и умений:

Тестирование, выполнение зачетной практической работы:

Практическая работа №5. Проект «Мой сайт».
Учащиеся должны знать/понимать:

  • основы функционирования сети Интернет;

  • основные теги и атрибуты языка HTML;

  • инструменты создания информационных объектов для Интернет;

  • методы и средства создания и сопровождения сайта.

Учащиеся должны уметь:

  • создавать и размещать многостраничный Web-сайт.

Основные термины по разделу:

DNS-сервер

Сервер доменных имён (сокр. от domain name server)

HTML

Hyper Text Markup Language – язык разметки гипертекстовых документов

IP

Internet Protocol – протокол обмена пакетами между узлами разных сетей

IP-адрес

Сетевой адрес узла в компьютерной сети, построенной по протоколу IP

IP-пакет

Форматированный блок информации, передаваемый по вычислительной сети

TCP

Transmission Control Protocol – транспортный протокол, обеспечивающий обмен между программами

Маршрутизация

Процесс определения маршрута следования информации в сетях связи. Маршрутизация IP-пакетов обеспечивает доставку информации от компьютера-отправителя к компьютеру-получателю




  1. Информационное общество – 10 час.

Информационная деятельность человека. Информационное общество. Информационная культура. Право в Интернете. Этика в Интернете. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

Учащиеся должны знать/понимать:

  • нормы информационной этики и права, информационной безопасности, принципы обеспечения информационной безопасности;

  • влияние информационных ресурсов на социально-экономическое и культурное развитие общества.

Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться справочными системами и другими источниками справочной информации; соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для личного и коллективного общения с использованием современных программных и аппаратных средств коммуникаций, с соблюдением требований информационной безопасности, информационной этики и права.

Основные термины по разделу:

Авторское право

Комплекс правовых норм, направленных на защиту результатов творческих произведений от копирования, исполнения или распространения без разрешения

Сетевой этикет

Правила поведения, общения в Сети, традиции и культура интернет-сообщества, которых придерживается большинство

  1. Повторение, подготовка к ЕГЭ– 22 час.


Контроль знаний и умений:

Тест «Информация. Кодирование информации»

Тест «Устройство компьютера и программное обеспечение»

Тест «Алгоритмизация и программирование»

Тест «Основы логики и логические основы компьютера»

Тест «Информационные технологии»

Тест «Коммуникационные технологии»

Итоговый тест.

  1   2   3



Похожие:

Пояснительная записка настоящая рабочая программа составлена на основе авторской программы курса «Информатика и икт» iconРабочая программа по информатике и икт составлена на основе авторской программы Босовой Л. Л. «Программа курса информатики и икт для 5-7 классов средней общеобразовательной школы»
С целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и икт» в образовательном учреждении за счет часов школьного компонента...
Пояснительная записка настоящая рабочая программа составлена на основе авторской программы курса «Информатика и икт» iconРабочая программа по информатике и икт составлена на основе авторской программы Босовой Л. Л. «Программа курса информатики и икт для 5-7 классов средней общеобразовательной школы»
С целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и икт» в образовательном учреждении за счет часов школьного компонента...
Пояснительная записка настоящая рабочая программа составлена на основе авторской программы курса «Информатика и икт» iconРабочая программа по информатике и икт для 5-7 классов Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Босовой Л. Л – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010
Пояснительная записка настоящая рабочая программа составлена на основе авторской программы курса «Информатика и икт» iconПояснительная записка Рабочая программа составлена на основе: Примерной программы основного общего образования по математике
Авторской программы по алгебре к учебнику «Алгебра 7 класс», авторы Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова
Пояснительная записка настоящая рабочая программа составлена на основе авторской программы курса «Информатика и икт» iconРабочая программа учебного предмета «Информатика»
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» составлена на основе авторской программы по «Информатике» для 2-4 классов начальной...
Пояснительная записка настоящая рабочая программа составлена на основе авторской программы курса «Информатика и икт» iconРабочая программа по математике 2 класс 2012-2013 уч г. Учитель: Плотникова Е. Н. с. Липин Бор Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного...
Пояснительная записка настоящая рабочая программа составлена на основе авторской программы курса «Информатика и икт» iconПрограмма факультативного курса «Информатика и икт» для 5-7 класса составлена на основе авторской программы Л. Л. Босовой
Сош» из компонента образовательного учреждения с 5 по 7 класс по 1 часу (34 ч в год) выделено на преподавание факультатива «Информатика...
Пояснительная записка настоящая рабочая программа составлена на основе авторской программы курса «Информатика и икт» iconПояснительная записка. Рабочая программа учебного курса «Социальная и экономическая география мира»
Рабочая программа учебного курса «Социальная и экономическая география мира» для параллели 10-ых классов составлена на основе примерной...
Пояснительная записка настоящая рабочая программа составлена на основе авторской программы курса «Информатика и икт» icon5 класс Пояснительная записка
Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004...
Пояснительная записка настоящая рабочая программа составлена на основе авторской программы курса «Информатика и икт» iconРабочая программа по музыке для 1-4 классов Составитель: учитель музыки Орлова Светлана Павлиновна 2012 г. Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке разработана на основе авторской программы Т. В. Челышевой «Музыка»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©edu.likenul.com 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы